Проблема сбора, переработки и утилизации отходов в Казахстане относится к числу одной из серьезных экологических и экономических проблем, решение которой предполагает продолжительный, многоступенчатый и последовательный подход со стороны Парламента и Правительства Республики Казахстан.

За последние 5-6 лет, начиная c 2012 года законодательная база Республики Казахстан претерпела значительные изменения, основной целью которых было концептуальное решение вопросов оплаты и зачета утилизационных сборов на автостранспортные средства в странах Таможенного Союза, утилизации отходов производственной деятельности объектов промышленности, снижение уровня загрязнения окружающей среды и выбросов в атмосферу, в том числе и в рамках ратифицированного Киотского протокола.

Широко рассматривая и изучая эту проблему в целом, я попыталась проанализировать недавно принятые вступившие в силу в 2016 году нормативные акты, расширяющие обязательства производителей и импортеров по сбору, переработке и утилизации отходов от определенной продукции и товаров. После утверждения Правительством Республики Казахстан Правил по расширенным обязательствам производителей и импортеров, в соответствии с которыми ранее существовавшая деятельность импортеров и производителей подверглась существенным изменениям, в основном связанным с расширением и детальной регламентацией обязательств по переработке и утилизации отходов, образующихся после утраты товарами, потребительских свойств и их упаковки – данная проблема активно обсуждалась в обществе, в НПП «Атамекен» и прочих государственных структурах.

Первоначальные консультации Совета Евразийской экономической комиссии направленные на разработку и принятие Соглашения, определяющего введение в таможенном Союзе единой системы утилизационных сборов на колесные транспортные средства, стали проводится с мая 2012 года1. В результате длительной работы, 12 октября 2012 года Советом Евразийской экономической комиссии было принято Решение №84 о том, что транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан физическими лицами при условии уплаты на территориях этих Сторон надлежащих таможенных платежей, не облагаются утилизационным сбором в Российской Федерации. Кроме того, некоторые заводы, зарегистрированные в Республике Казахстан и Республике Беларусь, были включены в Перечень организаций-изготовителей Российской Федерации с целью освобождения их от уплаты утилизационного сбора. Вместе с тем, Евразийской экономической комиссией было рекомендовано оформлять паспорта транспортных средств с отметкой об утилизационном сборе непосредственно на предприятиях — изготовителях колесных транспортных средств государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства2.

Подготовка к внедрению принципа РОП (расширенные обязательства производителей/импортеров) предполагала, что внедрение РОП будет способствовать улучшению экологической ситуации в Республике за счет развития инфраструктуры по раздельному сбору отходов, переработки и утилизации отходов, а также загрузке перерабатывающих предприятий, созданию новых рабочих мест, снижению объемов отходов для размещения на полигонах.

С этой целью, 17 ноября 2015 года  в Экологический кодекс Республики Казахстан были внесены изменения, в соответствии с которым с 1 января 2016 года в Республике Казахстан внедряется «принцип расширенных обязательств производителей (импортеров)» (далее – РОП).

Далее, 04.12.2015 года Приказом и.о. Министра энергетики РК №695 утверждается исчерпывающий перечень продукции и товаров, признанных объектами расширенных обязательств импортеров и производителей. В данный перечень были включены товары и продукция из таких категорий, как: химические продукты; нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород либо продукты, содержащие 70 мас.% из битуминозных пород (моторные масла, компрессорные, турбинные смазочные масла, светлые, вазелиновые масла и жидкости для гидравлических целей); аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них; каучук, резина и изделия из них; средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности. Вновь принятые нормативные акты детально регламентируют деятельность производителей и импортеров, осуществляющих деятельность с оборотом товаров, утвержденных в рассматриваемом Перечне, в котором все виды товаров, продукция классифицированы по видам экономической деятельности и товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Одновременно определенная часть продуктов, указанных в Перечне, подлежит соответствующей классификации, в соответствии с Приказом Министра охраны окружающей среды РК №169-П от 31.05.2007г.3 и Базельской Конвенцией4. К примеру, химические и нефтяные продукты, в том числе антифризы и антиобледенительные жидкости, жидкости тормозные гидравлические, моторные масла, компрессорное и турбинное смазочное масло и прочие товары, продукты из отдела 20 КПВЭД, в соответствии с вышеуказанными нормативными документами, имеют янтарный уровень опасности отходов с индексом АС060-080. Вместе с тем, следует учитывать требования ст. 289 Экологического Кодекса РК5, в соответствии с которыми на каждый вид опасного отхода юридическим лицом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются опасные отходы, составляется и утверждается соответствующий паспорт.

Кроме того, импортерам необходимо иметь в виду тот факт, что в случае промышленной переработки вышеуказанных товаров, согласно пп.376 Приложения №1 к Закону «О разрешениях и уведомлениях» №202-V от 16.05.2014г.6, необходимо будет получить Заключение о подтверждении отнесения импортируемых товаров к товарам, предназначенным к промышленной переработке.

Вместе с тем, расширенные обязательства обязаны исполнять производители и импортеры автотранспортных средств до их первичной регистрации, которая производится уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения при наличии документа, подтверждающего исполнение расширенных обязательств. С учетом предложений бизнес-сообщества и в интересах населения (потребителей) предусмотрено поэтапное внедрение принципа РОП, в связи с чем данный Перечень впоследствии будет дополняться и иными товарами и продукцией по мере готовности соответствующих отраслей с учетом взаимных консультаций с предпринимателями и общественностью.

При этом в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Республики Казахстан и произведенных на территории Республики Казахстан до 1 января 2016 года плата по РОП не подлежит взиманию.

Принцип РОП реализуется одним из следующих способов:

1) Применение собственной системы сбора, переработки и утилизации отходов согласно требованиям законодательства;

2) Заключение с уполномоченной организацией — оператором РОП договора, направленного на организацию сбора, переработки и (или) утилизации отходов и внесение за это платы на банковский счет оператора РОП.

Эти требования распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров) и их упаковки. Обязательства РОП распространяются на продукцию, включенную в Перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Правила по расширенным обязательствам импортеров (производителей), были утверждены Постановлением Правительства РК №28 от 27.01.2016 года7. В соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, на территории Республики Казахстан в значительной мере изменился порядок ведения хозяйственной деятельности субъектами, осуществляющими рассматриваемую деятельность. Прямыми субъектами, деятельность которых регламентируется вновь утвержденными Правилами, являются производители и импортеры, осуществляющие производство либо ввоз на территорию Республики Казахстан указанных в утвержденном Перечне товаров и продукции.

Правила по расширенным обязательствам импортеров, производителей фактически обязывают последних, в случае отсутствия собственной утилизационной установки, заключать договор с Оператором РОП, утвержденным Правительством РК, в рамках соответствующего Постановления. Правовой статус такого оператора, как и условия его деятельности, также детально регламентированы.

Анализируя деятельность импортеров и производителей товаров и продукции, на которую стали распространятся расширенные обязательства производителей, импортеров, следует отметить, что с 2007 года деятельность по сбору, переработке и утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), не подлежит лицензированию. Следовательно, до недавнего времени данной деятельностью могли заниматься все физические, юридические лица, соблюдая минимально допустимый уровень по обязательствам по сбору, переработке и утилизации отходов и их упаковки. В основном требования к сбору и утилизации таких отходов основопологались на принципы Модельного Закона «Об отходах производства и потребления», утвержденного Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ №11-9 от 15 июня 1998 года8, а регламентировались Экологическим кодексом РК9, Кодексом РК «Об административных правонарушениях»10, Приказом Министра окружающей среды Республики Казахстан №169-П от 31.05.2007г.11 и требованиями ГОСТ 30772-200112.

В дальнейшем при сопоставлении статистики загрязнения окружающей среды с регулирующими законодательными механизмами и отсутствием системного надзора за деятельностью субъектов, актуализировался вопрос о введении дополнительных расширенных обязательств для субъектов, занимающихся деятельностью по производству и ввозу данной продукции в Казахстан. Решение данного вопроса справедливо признано одной из приоритетных государственных задач, так как отработавшие свой рабочий ресурс товар, продукция и/или их упаковка представляют собой значимый источник загрязнения окружающей среды. По своему объему такие отходы, превышают как сбросы, так и аварийные потери, происходящие в процессе добычи, переработки и транспортировки нефти. Именно в этой связи, для предотвращения чрезмерного загрязнения окружающей среды, требуется эффективная и соответствующим образом организованная система по сбору, переработке и утилизации таких отходов. Учитывая, что контролировать производителей и импортеров значительно легче, нежели сеть их потребителей, основными плательщиками утилизационного сбора стали именно производители и импортеры соответствующей продукции.

С небольшим, но странным с точки зрения системного подхода к решению проблемы, временным разрывом были утверждены первоначально 04.12.2015 г. Перечень продукции, товаров на которые распространялись расширенные обязательства специальных субъектов13, а затем уже 27.01.2016 г. сами Правила реализации расширенных обязательств производителей и импортеров этих товаров14.

Таким образом, анализ вновь введенных нормативных актов, направленных на расширение обязательств производителей и импортеров товаров, подлежащих переработке показал: наиболее целесообразным для производителей и импортеров является изыскание возможности по организации собственного производства по сбору, переработке и утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров). Данный вывод основан на анализе требований к собственной системе сбора и переработки, а также на расчетах экономической целесообразности постоянных выплат операторам расширенных обязательств, в рамках договорных обязательств. В соответствии с Экологическим кодексом РК и Правилами реализации расширенных обязательств производителей и импортеров, «оператор расширенных обязательств» представляет собой юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, осуществляющее организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которые распространяются расширенные обязательства производителей, импортеров и их упаковки. Указанную деятельность операторы расширенных обязательств осуществляют посредством сбора соответствующей платы, которая производится импортерами и производителями на основании заключенного договора. Обязательства производителей и импортеров признаются исполненными со дня внесения платы на расчетный счет Оператора, что уже представляет собой способ обеспечения обязательств, и предотвращает возможность неисполнения таких обязательств, так как само наличие договора с оператором уже не признается «исполнением обязательств». С вновь введенными в действие нормативно-правовыми актами жестко регламентированы сроки произведения платы производителями и импортерами, в частности: производители — ежеквартально, импортеры, осуществляющие ввоз товаров из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, – до помещения под таможенную процедуру, а с товаров, ввезенных с территории государств членов Евразийского экономического союза, – до реализации такой продукции.

Отдельно следует отметить, что методика расчета платы Оператору за организацию сбора, транспортировки, переработки включает в себя средневзвешенные фактические расходы на утилизацию одной тоны вида отходов и средневзвешенный доход операторов от реализации одной тонны сырья, произведенного из вида отходов. В расчет платы включен коэффициент инвестиционной составляющей, которая рассчитывается по соответствующей формуле, исходя из усредненных затрат на стоимость принадлежащего Оператору оборудования, предназначенного для утилизации отходов, и среднего срока полезной службы оборудования, указываемого заводом-изготовителем. В свою очередь, расчет платы для производителей и импортеров автотранспортных средств исчисляется исходя из базовых ставок утилизационных сборов, в зависимости от соответствующей категории проходимости транспортных средств и рабочим объемом двигателя.

Расчет платы является неизменным и производится в соответствии с вышеуказанной Методикой, утвержденной Приказом Министра энергетики Республики Казахстан №762 от 25.12.2015 г., введенным в действие с 1 января 2016 года15.

Кроме детально регламентированной платы Оператору, рассматриваемыми Правилами полностью предусмотрен порядок взаимодействия Оператора со специализированными организациями, в целях реализации расширенных обязательств производителей и импортеров. Специализированными организациями признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие один или несколько видов деятельности по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию, утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, продукции и их упаковки. Специализированные организации осуществляют свою деятельность на основании договоров с Оператором, и имеют право на получение компенсации прямых затрат за раздельный сбор и переработку отходов, при предоставлении всех необходимых документов, прямо предусмотренных в рассматриваемых Правилах.

Выводы:

1. При создании собственной системы утилизации отходов следует учитывать требования, утвержденные Приказом Министра энергетики РК №761 от 25.12.2015г.16. В числе основных требований в указанном Приказе — обязательство производителя/импортера обеспечить утилизацию не менее 30% от квартального объема реализованной или импортированной продукции, а также наличие собственных объектов инфраструктуры по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию и утилизации отходов. В обязательном порядке наличие складских помещений на праве собственности или аренды для приема отходов, наличие специализированной техники для транспортировки отходов, с произведением детализированного регулярного учета по установленной форме.

Собственником системы должны быть обеспечены четыре последовательных этапа:

а) Прием отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции, товаров.

b) Транспортировка для дальнейшей переработки, обезвреживания, использования и/или утилизации отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств продукции, товаров. Транспортировка предусматривает обязательства по надлежащему обеспечению учета отходов, с указанием их вида, количества, свойств, цели и места назначения;

с) Переработка и утилизация отходов от использования продукции (товаров). При этом не проводится захоронение и уничтожение отходов, которые используются в качестве сырья.

d) Регулярный учет (вид, количество, свойства) собранных, транспортированных, переработанных, обезвреженных, использованных и/или утилизированных отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств продукции, товаров.

2. В отношении налоговых преференции следует отметить, что поскольку система сбора и переработки отходов представляет собой сооружение производственного назначения, юридическое лицо — собственник может рассчитывать на налоговые преференции в порядке, предусмотренном ст. 123-125 Налогового Кодекса РК17. Применение преференций может осуществляться по методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию либо до его ввода в эксплуатацию. Преференции не применяются к субъектам, осуществляющим деятельность на территории СЭЗ, при обороте подакцизных товаров, для производителей сельскохозяйственной продукции.

3. Принятые и введенные в действие с 1 января 2016 года нормативно-правовые акты, изменили порядок ведения хозяйственной деятельности для производителей и импортеров товаров, продукции, на которые распространяются расширенные обязательства, в соответствии со специальным Перечнем. Отныне и в дальнейшем жестко и детально регламентированный порядок исполнения расширенных обязательств производителями и импортерами одновременно позволит решить ряд крупных, концептуальных задач, как в области охраны окружающей среды, так и в области индустриально-промышленного развития в Казахстане; исключает возможность избежать ответственности за ненадлежащее выполнение прямых обязательств по сбору, переработке и утилизации отходов либо недостоверное предоставление сведений, отчетности об их исполнении.

Нуртаева Гульмира Львовна,

кандидат юредических наук,

ассоциированный профессор

Каспийского Университета

 

1 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2012 года № 27 Об организации Сторонами консультаций в целях заключения соглашения, определяющего введение в Таможенном союзе системы утилизационных сборов на колесные транспортные средства (г. Москва)
2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 октября 2012 года № 84
О результатах мониторинга администрирования утилизационного сбора в Российской Федерации в отношении транспортных средств, ввозимых из Республики Беларусь и Республики Казахстан и имеющих статус товаров Таможенного союза
(г. Минск)
3 Приказ Министра окружающей среды Республики Казахстан №169-П от 31.05.2007г. Об утверждении Классификатора отходов(с изменениями и дополнениями от 07.08.2008 г.) //Информационная система «Параграф» 2015г. //http://online.zakon.kz
4 Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.). Республика Казахстан присоединилась к настоящей Конвенции Законом Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 389-II //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
5 С.65 Экологического кодекса Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2016 г.) //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
6 Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.01.2016 г.) //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
7 Правила по расширенным обязательствам импортеров (производителей), утверждены Постановлением Правительства РК №28 от 27.01.2016 года // Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
8 Модельный Закон «Об отходах производства и потребления», утвержденный Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ №11-9 от 15 июня 1998 года //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
9 Экологический кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2016 г.) //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
10 Кодекс Республики Казахстан Об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.01.2016 г.) //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
11 Приказ Министра окружающей среды Республики Казахстан №169-П от 31.05.2007г. Об утверждении Классификатора отходов(с изменениями и дополнениями от 07.08.2008 г.) //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
12 ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Дата введения 2002-07-01//Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
13 Правила по расширенным обязательствам импортеров (производителей), утверждены Постановлением Правительства РК №28 от 27.01.2016 года // Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
14 Правила по расширенным обязательствам импортеров (производителей), утверждены Постановлением Правительства РК №28 от 27.01.2016 года // Информационная система «Параграф» 2015г. //http://online.zakon.kz
15 Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 762
«Об утверждении Методики расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов» //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
16 Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 761 Об утверждении Требований к собственной системе сбора, переработки и утилизации отходов //Информационная система «Параграф» 2016г. //http://online.zakon.kz
17 Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.01.2016 г.)