Многовекторное международное сотрудничество Республики Казахстан с другими странами в области недропользования является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Зависимость многих государств мира от поставок энергоносителей, а также существующие проблемы в правовом регулировании этих отношений приобретают все более острый характер, порой приводят к межгосударственным конфликтам. Поэтому сфера недропользования является областью максимального сопряжения правовых, экономических и геополитических интересов.

Следует признать, что в настоящее время отношения в области недропользования оказались в условиях интернационализации нефтегазового сектора, глобализации международных экономических отношений, усиления позиций транснациональных компаний, которые оказали существенное влияние на порядок правового регулирования недропользования.

Международно-правовое сотрудничество государств в области недропользования, выражающееся в заключении международных договоров, принятии решений международных организаций и формировании международно-правового обычая, объективно связано с появлением ряда документов, в частности:

  • Европейской Энергетической Хартии от 17 декабря 1991 года;
  • Договора к Энергетической Хартии от 17 декабря 1994 года;
  • Горной Хартии государств-участников СНГ от 27 марта 1997 года;
  • Соглашения о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов от 27 марта 1997 года;
  • Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года;
  • Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр от 31 мая 2001 года;
  • Соглашения между Республикой Казахстан, Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря от 14 мая 2003 года.

Как известно, согласно принципам международного права государства имеют суверенное право эксплуатировать свои собственные ресурсы в соответствии с их собственной политикой и законодательством. Между тем государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая в рамках их юрисдикции и контроля, не наносила ущерба недрам и окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции. Многосторонние и двухсторонние международные договоры, регулирующие международное сотрудничество в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, закрепляют общие принципы сотрудничества государств в данной сфере экономики. Многие международные правовые акты предусматривают: поэтапное сближение законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения недропользования; создание единых систем экологического мониторинга геологической среды приграничных районов; формирование согласованной политики в области стандартизации и сертификации минерального сырья и продуктов его переработки.

Одними из важных международных правовых актов являются «Договор к Энергетической Хартии», подписанный в 17 декабря 1994 году и вступивший в силу 16 апреля 1998 года, а также «Протокол к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и сопутствующим экологическим аспектам», которые были ратифицированы Указом Президента Республики Казахстан от 18 октября 1995 года №2537. Следует отметить, что основные задачи Договора к Энергетической Хартии сводятся к созданию условий для либерализации и поощрения инвестиций в энергетику и торговлю энергией, обеспечению свободного доступа к энергетическим рынкам, разрешению споров в данном секторе в международном арбитраже, уменьшению экологических рисков

Казахстан имеет ряд международно-правовых обязательств, вытекающих и из международных договоров (соглашений), заключенных с государствами-участниками Содружества Независимых Государства (далее – страны СНГ), а сейчас и в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

К примеру, одним из ключевых международных документов является Горная Хартия, принятая 27 марта 1997 года странами СНГ на основе специального Соглашения. Главной целью сотрудничества стран СНГ в рамках Горной Хартии является взаимопомощь и координация совместных действий в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр по следующим направлениям: поэтапное сближение и гармонизация законодательных и иных нормативных актов в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр; совершенствование правовой базы хозяйственного сотрудничества в условиях становления и развития рыночных отношений; осуществление на взаимоприемлемой основе геологического изучения недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечение роста эффективности производства, транспортировки и использования полезных ископаемых и продуктов переработки при условии одновременного повышения уровня безопасности и сведения к минимуму проблем загрязнения окружающей среды; разработка и предложение новых механизмов эффективного сотрудничества органов государственной власти и управления, а также субъектов хозяйственной деятельности.

Приходится признать, что, положения Горной Хартии остались лишь декларацией по многим причинам и они не содействовали объединению усилий стран СНГ по освоению недр, привлечению новых технологий, выработке взаимоприемлемой внешней политики, направленной на согласованное их участие в международных экономических отношениях.

Во-первых, ряд бывших стран, входящих в СНГ (Казахстан, Россия, Туркменистан, Азербайджан), располагающих значительными природными ресурсами, экономическим и интеллектуальным потенциалом, стремятся самостоятельно найти свое место в современном мировом сообществе и играть определенную роль в международных экономических отношениях. При этом их действия, совершаемые без учета интересов других государств-участниц СНГ, порой создают предпосылки к конфликтным ситуациям, идущие в разрез с положениями Горной Хартии. Эти конфликты, в основном, происходят из-за сложного и болезненного поиска этими государствами своего собственного пути на энергетическом рынке в условиях острой борьбы и в обстановке международного соперничества ведущих индустриально развитых государств за сферу влияния в регионах мира, богатых своими природными ресурсами.

Во-вторых, практически все страны СНГ осуществляют стратегию внутренней и внешней политики, тактику проведения экономических реформ, ориентируясь на разные политико-экономические модели, нередко руководствуясь личными предпочтениями лидеров этих государств. В силу этого новые независимые государства, образовавшиеся в результате распада СССР, оказались в какой-то мере в разных системах политических и экономических преобразований, они используют разные средства и методы самоутверждения на международной арене, что, естественно, затрудняет интеграционные тенденции в СНГ и ЕАЭС и делает их все более проблематичными.

В-третьих, на позиции ряда стран СНГ, особенно прикаспийских государств, влияют крупные транснациональные корпорации, которые обеспечивают защиту своих интересов в этих странах, поскольку именно они являются основными инвесторами в сфере недропользования и собственниками новейших технологий, применяемых ими при разработке крупных месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, Горная Хартия, хотя и закрепила основные направления совместной деятельности стран СНГ в сфере недропользования и определила обязательства этих стран по реализации ее положений, однако не смогла обеспечить согласованность действий этих стран, поскольку внутренняя и внешняя политика государств, подписавших этот важный международный документ, и конкретные действия по освоению недр, свидетельствуют об отсутствии интеграционных и взаимосогласованных связей и действий.

Приходится констатировать, что проблема рационального и эффективного использования недр остро обозначает свою актуальность. Многие страны вовлечены в сотрудничество в сфере недропользования, в этих целях заключаются международные соглашения, вносятся изменения и дополнения в национальное законодательство о недрах и недропользовании. Природные ресурсы, в частности, нефть, газ, уголь, руды и иные минеральные ресурсы планеты – это величайшее сокровище, разведанные запасы которого иссякают с каждым годом, а перспективы обнаружения новых и их практического вовлечения в экономический оборот достаточно неопределенны. Не случайно теория «неотвратимости природного голода» находит все больше сторонников в экономической науке, поскольку современная добыча невозобновляемых природных ресурсов, по мнению экономистов, сокращает их количество, которое потенциально может быть использовано в будущем.

Это породило страх, что все страны мира исчерпают все эти ресурсы и их исчезновение поставит предел экономическому росту. Многие государства, озабоченные этим, заняты созданием адекватной правовой основы отвечающего современным требованиям управления природными и минеральными ресурсами, поэтому перед странами стоит задача по разработке концептуальных правовых и экономических механизмов управления недропользованием, в том числе на трансграничных территориях. Назрела необходимость, прежде всего, в исследовании и обобщении соответствующего международно-правового опыта, анализа конкретных межгосударственных соглашений (договоров) о сотрудничестве в области изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Елюбаев Жумагельды Сакенович,
доктор юридических наук, профессор,
управляющий правовой советник
Евразийского подразделения
корпорации «Шеврон»
(отрывок из доклада «Законодательство
о недрах и недропользовании: 25 лет развития)